Аутизм, ранний детский аутизм, РАС (расстройство аутистического спектра), синдром Каннера, синдром Аспергера... Эти диагнозы Вашему ребёнку уже прозвучали на нескольких консультациях у психолога, на приёмах у различных врачей: педиатра, невролога и, наконец, психиатра.

Вы уже несколько месяцев наблюдаете появление и нарастание очень тревожных симптомов этого заболевания. Всё, что есть об аутизме в интернете, Вы уже перечитали. Вы отчётливо видите, что это не просто преходящие детские капризы, не просто "немножко странное" поведение. Вы поняли, что внешними факторами такое поведение объяснить нельзя. Вы становитель свидетелем стремительных изменений психики Вашего ребёнка.

Подкаст «У нас считают, что мама виновата во всем». Как в России устроена жизнь родителей ребенка с аутизмом

Внимание! Опасные симптомы!

1. Нарушения мышления:

Развитие мышления ребёнка характеризуется в первую очередь в развитии речи (увеличении словарного запаса, усложнении фраз), а Вы видите как оно остановилось и пошло назад (так называемый регресс). То есть ещё недавно ребенок разговаривал, вполне адекватно общался, понятно, связно и логично излагал свои мысли (на своём возрастном уровне), заявлял о своих потребностях, а теперь общение и выражение им мыслей прогрессивно скатилось до отдельных слов, фраз, вычурных, неадекватных ситуации выражений, он перестал адекватно реагировать и отвечать на обращённую к нему речь.

Кроме того, нарушилось произношение звуков, нет интонационного переноса, то есть непрерывной мелодии речи, ритма, темпа. Голос то громкий, то неожиданно становится тихим и ребенок переходит на шепот. Произношение звука может бывает разным — от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь утратилась, преобладает бессвязная, эгоцентрическая речь. Больные практически неспособны к диалогу. Ребенок лишен активного стремления к усвоению новых фраз и их использованию. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. В более тяжелых случаях отмечаются разрыхление ассоциаций, смешение мыслей, исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм - фразы становятся предельно краткими и отрывистыми.

Появились эхолалии, то есть многократные, бессмысленные повторения произнесенных слов или фраз. Появились фразы-штампы, стереотипная речь.

Резко изменилась игровая деятельность. Из игры "ушли" смысл и обдуманность. Игра начала сводиться к однообразному пересыпанию, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию. Обращают на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети могут ползать, ходить, иногда подпрыгивать, крутиться. Игры не усложняются, не имеют единого смыслового содержания. Более того, при попытке прервать эти его занятия ребёнок оказывает выраженное сопротивление – так называемый негативизм – с хаотичной агрессией и аутоагрессией, с криком, с истерикой.

Особенно характерны отрицательные реакции на любые попытки изменить привычный жизненный стереотип — вывести на прогулку в новое место, поменять одежду, предложить новую пищу. Все указанное неизменно вызывает протест, негативное отношение, капризность и даже тревогу. Наблюдается своеобразное сочетание психической ригидности и косности с чрезвычайной чувствительностью и аффективной неустойчивостью.

2. Нарушения эмоций:

В речи снижается экспрессия, эмоциональная её окраска, соответствие эмоций сообщаемой информации и текущей обстановке, отсутствует жестикуляция, Угасает и извращается эмоциональная реакция на близких людей и сверстников: ребенок не улыбается, не тянется к общению, « не идёт на ручки», не смотрит в глаза, взгляд в сторону, отрешенный – «замороженый», вплоть до отказа от общения с близкими. Одни дети активно избегают своих сверстников, другие к ним безразличны, третьи в присутствии других детей испытывают страх. Дети могут тревожиться при отсутствии матери и при этом не проявлять реакции на ее появление, бывает негативистическая реакция, когда дети гонят от себя мать и проявляют недоброжелательность к ней. Эти формы общения с матерью могут сменяться одна другой.

3. Нарушения волевой сферы:

У ребёнка прогрессивно снижаются волевые побуждения к какой либо деятельности. Он одиноко сидит с отрешенным видом, перестаёт общаться с родителями, родственниками, сверстниками, угасает интерес к игре, "уходит в себя" и отрешается от окружающего мира (что, собственно, и называется аутизацией).

4. Двигательные нарушения:

У ребёнка нарушается моторика: движения из плавных и последовательных становятся угловатыми, плохо координированными, порывистыми, хаотичными. Появляются стереотипии, атетозоподобные движения в пальцах рук (перебирание пальцами), появляется ходьба «на цыпочках», машут локтями рук приведёнными к туловищу («машут крыльями»). Непрерывно раскачиваются, стучат ладонями по предметам или по своему лицу и т.д.

Течение, прогноз, исход

Синдром детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3—5 лет. К этому времени определяются окончательная остановка развития мышления, эмоциональной сферы, игровой деятельности и моторики, отсутствие волевых побуждений и интересов - которые и формируют аутистическое поведение в целом. Периодически возникают неврозоподобные, аффективные, кататонические или полиморфные расстройства, психопатоподобное поведение.

Формируется необратимый выраженный интеллектуальный дефект. Подчеркну: умственная отсталость характеризуется выраженностью и необратимостью. Это значит, что ребенок, изначально родившийся с нормальным интеллектом, «умненький», сообразительный, развивающийся соответственно возрасту, то есть без синдрома Дауна, без других хромосомных и врожденных аномалий (которые как правило сопровождаются значительным снижением интеллекта), в итоге становится глубоко слабоумным, необучаемым и никакими воздействиями этот дефект невозможно устранить.

Так происходит поскольку упущено время формирования интеллекта, время дозревания структур головного мозга, которое приходится именно на ранние детские годы. Из здорового и любознательного малыша получился «маугли», который будет продолжать бегать на четвереньках и рычать, какие бы мы запоздалые усилия не прилагали для его обучения и социализации.

Для родителей ребёнка с аутизмом главное не потерять время, не пытаться отрицать болезнь, не ждать, что она как то сама собой пройдёт. Родители должны вовремя понять, что нужно немедленно обратиться именно к врачу психиатру.

А если время упущено и у ребенка сформировался необратимый интеллектуальный дефект, то к психиатру все равно лучше обратиться. Врач подберет лечение, которое повысит качество жизни и для пациента и для родственников. Лечение уберёт продуктивные симптомы в виде неврозоподобной и психопатоподобной симптоматики, смягчит негативизм, упорядочит поведение в целом. Родственникам будет гораздо легче контактировать и обслуживать пациента.